История образования Государственного пожарного надзора
18 июля 1927 года Правительством РСФСР было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре», в котором впервые законодательно были закреплены основополагающие функции ГПН.
Созданию Государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области обеспечения пожарной безопасности.
Уже в первые годы после утверждения Положения издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах.
31 марта 1930 года был учрежден Научный пожарно-технический комитет, который взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны.
Осенью того же года создается Всесоюзное научное пожарно-техническое общество, деятельность которого была направлена на ускорение темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело.
Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало новое Положение «О государственном пожарном надзоре», утвержденное в 1936 году. В соответствии с ним на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР были возложены функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Данное Положение действовало без изменений более 40 лет.
С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Сотрудники ГПН проводили обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организовывали противопожарную защиту зданий и сооружений.
Правительство высоко оценило работу пожарных в годы войны. Пожарная охрана Москвы и Ленинграда награждена орденами Ленина, высокими государственными наградами были награждены 31832 человека из личного состава пожарной охраны.
Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.
В 1947 году был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.
В 50-е годы происходит становление головного подразделения в области исследования и расследования пожаров – специальной научно-исследовательской лаборатории ЦНИИПО МООП СССР.
С самого начала становления Государственного пожарного надзора активно проводится нормативно-техническая работа. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества.
Важным событием, отразившим отношение государства к профессии пожарного, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года об учреждении медали «За отвагу на пожаре».
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.
В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.
Руководящим составом и сотрудниками Главного управления пожарной охраны внесен ощутимый вклад в организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.
Все эти обстоятельства стали причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.
Подробный анализ сложившегося положения был изложен Президенту Российской Федерации в докладе «Горящая Россия», подготовленном сотрудниками Государственного противопожарного надзора.
21 декабря 1994 года был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором заложены основы единой системы обеспечения пожарной безопасности.
С принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы в области пожарной безопасности.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В 2004 году органы Государственного пожарного надзора возглавил генерал-полковник Геннадий Николаевич Кириллов.
Несмотря на то, что в последние годы обстановка с пожарами в Российской Федерации стабилизировалась, тем не менее, вопросы защиты населения и территорий от огня в нашей стране являются актуальными и требуют поиска новых форм реализации.
С 1 августа 2000 года в соответствии с директивой МЧС России и приказом начальника Северо-Западного регионального центра было сформировано и начало свою работу Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Ленинградской области.
Сегодня Государственный пожарный надзор – мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.
Проводимая органами ГПН работа позволила добиться значительных результатов в области предупреждения и профилактики пожаров. Так, последние четыре года наблюдается устойчивая тенденция снижения количества пожаров в Российской Федерации в среднем на 4%, а гибели людей на 3%.
В настоящее время в области обеспечения пожарной безопасности последовательно проводится работа по совершенствованию этой функции. Основная цель проводимых реформ – создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.