АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Дорожно-транспортные происшествия и их причины
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — происше¬ствие, возникшее в процессе движения механических транс¬портных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, со¬оружений, грузов или иной материальный ущерб.
К механическим транспортным средствам относятся авто¬мобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с под¬весными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и дру¬гие самоходные механизмы.
Наиболее распространенными являются следующие виды ДТП:
• столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между со¬бой или с подвижным железнодорожным составом;
• опрокидывание — происшествие, при котором движущее¬ся механическое транспортное средство потеряло устойчи¬вость и опрокинулось (к этому виду происшествий не относят¬ся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы);
• наезд на препятствие — происшествие, при котором ме¬ханическое транспортное средство наехало или ударилось о не¬подвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.);
• наезд на пешехода - происшествие, при котором механи¬ческое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное сред¬ство, получив травму;
• наезд на велосипедиста — происшествие, при котором ме¬ханическое транспортное средство наехало на человека, пере¬двигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспорт¬ное средство, получив травму;
• наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;
• наезд на животных — происшествие, при котором меха¬ническое транспортное средство наехало на диких или до¬машних животных.
Основными причинами ЧС на автотранспорте являются:
• нарушение правил движения;
• превышение скорости;
• управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
• низкая квалификация водителя;
• плохое состояние дороги, метеоусловия;
• неисправность автомобиля.
Наибольшее число ЧС приходится на период с июня по сен¬тябрь, преимущественно — пятницу и субботу. До 70 % аварий случается по вине лица, управляющего транспортным сред¬ством. Поэтому ДТП можно охарактеризовать как несогласо¬ванное взаимодействие звеньев системы «водитель — авто¬мобиль — дорога». Как правило, происшествия быстротечны: события развиваются за несколько секунд, а иногда и доли се¬кунды. В городе с интенсивным движением водитель каждые 1—2 мин принимает командное решение, каждые 2—4 мин совершает операторское действие, каждые 10 мин попадет в обстановку, близкую к критической. Гарантией безаварий¬ности могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмоци¬ональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя.
Наибольшую опасность представляют собой происшествия с превышением водителем скорости движения. По данным статистики, столкновение на скорости свыше 115 км/ч при¬водит к гибели 90 % водителей.
На улицах городов и населенных пунктов происходит бо¬лее 72 % аварий, 28 % — на загородных дорогах. Дорожная служба не может обеспечить нормальную «проезжаем ость» дорог: в городской застройке дороги должны занимать 20 % площади, однако в России им отводится только 7 %. Кроме того, в ремонте нуждается 65 % российских дорог; из более 900 тыс, км дорожного полотна 1/3 находится в критическом состоянии.
Еще одной проблемой является техническое состояние транспортных средств: в РФ около 60 % автомобильного пар¬ка находится в эксплуатации от 3 до 8 и более лет. Особенно низки показатели обновления парка автомобилей в агро¬промышленном комплексе.
Детский дорожно-транспортный травматизм
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) являются несоблюдение детьми и взрос¬лыми Правил дорожного движения и требований безопасного поведения на дороге.
В ходе исследований установлено, что большинство детей (91 %) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами, 9 % пострадавших детей - пассажиры, вина которых в ДТП отсутствует.
Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем девочек; подавляющее большинство пострадавших составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.
Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм отмечено весной (31 %), летом их количество снижается до 25 %, а осенью и зи¬мой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя.
Основными причинами (факторами) получения травм деть¬ми являются:
• несоблюдение Правил дорожного движения (дети в воз¬расте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);
• неожиданный выход на проезжую часть из-за сооруже¬ния, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);
• психофизиологическая незрелость детей (по данным фи¬зиологов, отделы коры головного мозга, ответственные за важ¬нейшие процессы психики головного мозга человека, стано¬вятся функционально зрелыми только к 7-12 годам);
• неспособность детей оценить степень опасности от ви¬дов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);
• переоценка своих физических возможностей (дети ча¬сто неправильно определяют расстояние до приближающего¬ся транспорта);
• безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возмож¬ности провожать детей в школу).
Правила поведения в ДТП
При ДТП на автомобильном транспорте следует придер¬живаться несложных правил поведения.
• При неизбежности аварии не покидайте машину до ее остановки (шансов выжить в машине больше, чем при ката¬пультировании).
• Наиболее опасное место для пассажира — переднее си¬денье. Поэтому детям до 12 лет нельзя там находиться без спе¬циального устройства.
• При падении группируйтесь, закройте голову руками, не хватайтесь за поручни или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам.
• Если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю.
• Откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей или разбейте боковые окна.
• Гасите огонь с помощью огнетушителя.
• При падении машины в воду включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кисло¬родом), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину (иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон). При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами.
Правила поведения на городском транспорте
Пользуясь городским транспортом, следует соблюдать пра¬вила поведения на нем.
Трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на специ¬ально отведенной посадочной площадке, то есть на остановке, отмеченной специальными указателями. В местах, где от¬сутствуют посадочные площадки, общественный транспорт следует ожидать на тротуаре или обочине дороги у указателя остановки; выходить на проезжую часть дороги или улицы
запрещено.
Садиться в транспортные средства можно лишь после пол¬ной их остановки. Сначала необходимо пропустить тех, кто выходит, и только после этого зайти в салон.
Нельзя прыгать в транспортные средства на ходу, цеплять¬ся сзади. Очень опасно стоять на выступающих частях и под¬ножках машин.
Войдя в вагон (салон), надо перейти в его среднюю часть, не следует оставаться на площадке, так как это может затруд¬нить посадку других пассажиров. Если в салоне имеются сво¬бодные места, пассажиры должны занять их, и желательно по¬дальше от прохода. При этом следует помнить, что передние места (даже если они не помечены специальными указатель-ными знаками) отводятся для пассажиров с малолетними детьми, инвалидов и престарелых людей. Дети должны сидеть на коленях у взрослых.
Стоящие пассажиры должны обеспечить себе устойчивое положение в салоне и взяться за поручень (поручень, кото¬рый расположен над головой пассажира, обеспечит большую устойчивость при резком торможении).
Желательно занять такое положение, которое позволит наблюдать за дорогой и контролировать дорожную ситуацию. В случае заноса или иной опасности наблюдательный пас¬сажир может быстрее ухватиться двумя руками за кресла и по¬ручни, переместиться дальше от точки возможного удара и т. д.
Нежелательно передвигаться по салону во время движения. Если в этом есть необходимость, при передвижении следует находить промежуточные точки опоры. Единственное усло¬вие, гарантирующее безопасность пассажира при резком тор¬можении или аварии, — устойчивое положение.
При падении в результате толчка, резкого торможения следует сгруппироваться, закрыть руками голову. Попытки остановить начавшееся падение, уцепившись за поручень или за другого пассажира, чаще всего не дают положительного ре¬зультата и ведут к ушибам, вывихам, переломам.
Перед выходом пассажир должен заблаговременно перейти поближе к двери. Находясь около дверей, необходимо остере¬гаться ушибов дверями подвижного состава. Не следует без не¬обходимости трогать ручки и механизмы управления дверями. Недопустимо прислоняться к дверям, так как при движении они могут самопроизвольно раскрыться.
Запрещается разговаривать с водителем во время движения.
Недопустимо высовываться из окон.
Запрещается перевозить в трамваях, троллейбусах, автобу¬сах легковоспламеняющиеся жидкости, вещества с резким не¬приятным запахом, взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты без специаль¬ной упаковки.