ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - 100 ЛЕТ НАЗАД.
Об организации государственных мер борьбы с огнем
После Февральской революции 1917 года разработка мер по предупреждению и тушению пожаров была возложена на городские и земские общественные самоуправления, в которых впоследствии созданы пожарные комиссии. Деятельность этих органов ограничивалась текущими делами и была направлена на поддержание элементарной пожарной безопасности. Например, постановлением Петроградской городской думы от 27 февраля 1918 года всем домовым комитетам и жильцам предписывалось в трехдневный срок очистить колодцы ото льда, в двухнедельный срок переложить дрова от стен домов на расстояние не менее 5 метров. Отсутствие централизованного руководства в работе всех пожарных организаций сдерживало борьбу с пожарами.
Ввиду малочисленности и слабого технического оснащения профессиональная пожарная охрана была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть борьбы с огнем легла на плечи добровольных пожарных команд и дружин. Хотя это были небольшие формирования, но они являлись единственно реальной силой в небольших городах и сельской местности. Например, добровольная пожарная охрана г.Сенно состояла из трех человек, у которых имелось три ручных насоса".
Такая же ситуация была и в конце 1917 года. Почти всюду сменился командный состав. Возглавили подразделения рядовые пожарные, не имевшие опыта руководства тушением крупных пожаров. Слабым было и техническое вооружение. Традиционный конный пожарный ход с ручным и в редких случаях паровым насосом, гидропульты, бочки, ручные лестницы, дымовые маски, спасательные веревки и рукава - вот почти полный перечень пожарной техники того времени. В Германии, например, уже в самом начале XX в. появились полностью механизированные пожарные части.
В пожарных частях России насчитывалось всего лишь 10 автомобилей. С большими трудностями удалось восстановить изготовление рукавов, организовать кустарное производство огнетушителей. Результат государственных преобразований сказался и на управлении пожарной охраной - единого руководства не было.
Признавая, что борьба с пожарами должна оставаться вне политики, Совет Всероссийского пожарного общества обращается в Главный совет народного хозяйства с заявлением о своей готовности взять на себя организацию борьбы с пожарами в России.
В качестве первоочередной меры Совет общества предложил образовать орган управления пожарной охраной. Представленный им проект декрета по этому вопросу предусматривал образование Главного пожарного совета и пожарного управления.
Новый этап реорганизации пожарной охраны в России начался в ноябре 1917 года. По представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) "Проект реорганизации пожарного дела в России". Поскольку управление пожарной охраной России решением СНК было возложено на Комиссариат по делам страхования, к нему и поступил этот проект. Там он и был всесторонне обсужден известными специалистами пожарного дела, среди которых были: заведующий Петроградскими курсами пожарных техников П.К. Яворовский, член правления Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей Н. Т. Федотов, председатель правления Российского союза обществ взаимного страхования от огня К.М. Яичков. 14 апреля с основными положениями проекта декрета были ознакомлены делегаты 1 Всероссийского съезда работников пожарной охраны, которые внесли в него ряд дополнений. В частности, был поставлен вопрос об обязательном обучении рядовых пожарных, прослуживших менее трех лет.
17 апреля 1918 года СНК принял декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Этим документом было положено начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России. Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем учреждался Пожарный совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизарова. Ведению Пожарного совета подлежали "все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием". В состав совета вошли 23 человека, среди которых были представители ряда наркоматов (в том числе НКВД, ВЦИК, Всероссийского пожарного общества, Всероссийского профессионального пожарного союза, Общества пожарных техников.) Для решения текущих дел и ведения делопроизводства Пожарного совета в составе комиссариата было образовано 3 отдела. Общий отдел по пожарной части занимался вопросами юридического и административного характера. Возглавил отдел председатель Всероссийского пожарного общества А.Н. Цепов. Пожарно-технический отдел под руководством Н.И. Ныркова обеспечивал пожарные команды техникой. Учебно-пожарно-инструкционный отдел, возглавляемый П.К. Яворовским, занимался подготовкой кадров для пожарной охраны, вопросами статистики, противопожарной пропагандой среди населения. Согласно статье XXI декрета все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица были обязаны исполнять постановления Пожарного совета и предоставлять в комиссариат статистические и другие сведения, определяемые советом. Широкое представительство в Совете давало возможность оперативно решать организационные вопросы. Уже на 1-й его сессии 21-27 мая 1918 года был рассмотрен вопрос о преобразовании пожарно-технического училища в институт, образовании при нем лаборатории и испытательной станции. Положение о станции предусматривало организацию в ней отделов: земского (сельские постройки), городского (суда и железнодорожный транспорт), страхового, технического, общих вопросов. Немного ранее, 23 апреля, декретом Совета Петроградской трудовой коммуны часть имения "Ульяновка" графа А.Д. Шереметева передавалась комиссариату "для устройства опытной станции по огнестойкому строительству". Здесь же стали проводить испытания различных изобретений в области предупреждения и тушения пожаров. С осени начали проводиться работы на пожарно-испытательной станции при Кронштадтской морской химической лаборатории.
Это были первые практические шаги по созданию научной базы пожарного дела.
Исходный материал: Борисов А.В., Детков М.Г., Кузьмин С.И., Малыгин А.Я. и др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк