ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
«На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована современная разветвленная система управления гражданской обороны. Для дальнейшего совершенствования управления системой защиты населения и территорий необходимо широко использовать возможности Национального центра управления в кризисных ситуациях, который организует эффективное применение всех привлекаемых сил и средств».
В. Пучков
В России только подразделения гражданской обороны первого эшелона сегодня составляют свыше 160 тыс. человек. Это подготовленные специалисты, современная техника и экипировка, существенный авиационный сегмент, подразделения, которые работают на воде, под водой, на суше и в воздухе. Это специализированные подразделения, которые готовы выполнить задачи в условиях Арктики и Заполярья, в условиях жаркого климата и лютых морозов.
Свою эффективность система ГО постоянно демонстрирует в ходе ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций последних лет. Поэтому вполне справедливо считать, что ГО на современном этапе стала важной государственной системой, решающей задачи в рамках оборонного строительства и обеспечивающей безопасность и его граждан от угроз и вызовов мирного времени.
В целом на формирование современного облика и характера деятельности ГО, по данным Центра стратегических исследований МЧС России, оказывают влияние следующие основные тенденции:
- изменение характера и расширение арсенала средств современных войн, распространение проявлений терроризма;
- перемены климата, определяющие его экстремальные и влекущие бедствия проявления;
- развитие государства в условиях ограниченных ресурсов, политического и экономического внешнего давления;
- использование экономических механизмов, социального недовольства, информационного давления для стимулирования извне кризисных ситуаций с различными негативными последствиями;
- последовательное изменение социально-экономической организации жизнедеятельности государства путем передачи все большего объема управленческих и ресурсно-финансовых функций на уровне субъектов Федерации;
- курс на поэтапное формирование резервной антикризисной системы государства с опорой на силы, средства, ресурсы и опыт ныне действующих систем обеспечения безопасности.
Названные тенденции требуют новых подходов, творческих поисков в решении задач гражданской обороны и защиты населения.
Так что на современном этапе данной системе предстоит развиваться исключительно с учетом тесного взаимодействия всех структур при обеспечении мероприятий ГО в военное время и с постепенным переходом РСЧС в статус и качество государственной резервной антикризисной системы.
Журнал «Гражданская защита», 2016, № 7, с. 6-7.